Выставка-форум «Россия»: чем обернулась для выставочного бизнеса
Международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ в Москве стала самой масштабной в современной истории страны, но в то же время обнажила ряд проблем выставочной отрасли. Такое мнение высказал член комитета ТПП РФ по конгрессно-выставочной и ярмарочной деятельности Иван Никольский.
4 ноября 2023 года запомнят все причастные к выставочному движению в России. В новейшей истории России такого масштабного выставочного мероприятия не проходило. Это потребовало немалой консолидации всего выставочного сообщества – сервисных, прокатных и технических компаний. Участие в выставке принимают все 89 регионов России, 22 федеральных органа исполнительной власти, а также 20 компаний, корпораций и общественных организаций. Всего представлена 131 экспозиция.
И это все прекрасно, и за первую неделю работы выставку посетило более полумиллиона человек. Публикации в СМИ, восторженные отзывы гостей, все пестрит и рябит – красота, по которой ВДНХ, измученная размещением в своих выставочных павильонах временных госпиталей для больных COVID, так соскучилась. Теперь достижения народного хозяйства по праву демонстрируются в полном объеме. При этом хочется поговорить об оборотной стороне медали и о тех проблемах, которые обнажила выставка, точнее, подготовка к ней.
По своим технологическим решениям форум-выставка «Россия» не уступает, а где-то и превосходит самое передовое выставочное мероприятие в стране – Санкт-Петербургский международный экономический форум.
Во-первых, организаторы устроили выставку в и без того загруженный период года, осенью. Традиционно пик выставочной активности приходится на сентябрь-ноябрь. При этом количество технических компаний по обслуживанию выставок и, что самое главное, рабочей силы не увеличилось. Это привело к тому, что качество застройки и на форуме «Россия», и на параллельных выставках страдало.
Во-вторых, в современной истории на территории нашей страны никогда не проводились выставки длиною в 6 месяцев. Обычная продолжительность выставки 3-5 дней. Соответственно, это привело к дефициту мультимедийного оборудования (задействованного на форуме в ВДНХ) и уже сказывается на зимних и осенних выставках. Поставщики вынуждены закупать новое аудио- и видеооборудование, чтобы удовлетворить спрос клиентов на предстоящих конгрессно-выставочных мероприятиях.
В-третьих, регионы и ФОИвы, заказывая свои услуги по дизайну и застройке выставочных экспозиций в рамках выставки, работают по федеральным законам №44-ФЗ и №223-ФЗ, и в большинстве случаев финансовые отношения подразумевают казначейское сопровождение исполнения договоров. А это преимущественно 100% постоплата. Обслуживающие компании все как один субъекты малого предпринимательства и не могут кредитовать заказчиков. Это также привело к серьезным задержкам в подготовительный период.
Несмотря на все сложности, выставки продолжают занимать уверенное место в B2B-цепочке выстраивания внешних коммуникаций с клиентами и партнерами. COVID, санкции, нехватка квалифицированной рабочей силы, катаклизмы и прочее не остановят развитие выставочного движения в нашей стране.